?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Вспомнилось(я даже знаю почему) стихотворение Володимира Сосюры, что учили в школе наизусть:

Бій відгримів. Жовто-сині знамена
Затріпотіли на станції знов.
І до юрби полонених
Сам Курінний підійшов.

"Є комсомольці між вами, я знаю!
Кожного кулі чекає печать!"
Стиснуто губи в останнім чеканні
Всі полонені мовчать.

"Всі ж ви такі, як і я, чорнобриві,
Жалко розстрілювать всіх,
Гляньте навколо: і сонце, і ниви!"
Відповідь — сміх.

"Ну, так пощади не буде нікому!"
Вас не згадає замучений край!
Вийшов один і сказав Курінному:
"Я — комсомолець. Стріляй!"



Стишок не потерял актуальность и сегодня, если заменить слово "комсомольцi" на "донеччане", к примеру. Я вот следующего не понимаю. Откуда в украинской литературе(особенно поэзии) это культвирование, это подчеркивание тотальной чернобровости украинского народа ? По моим наблюдениям в течение 25-тилетней жизни на Украине и в Украине, большинство украинцев и украинок(вне зависимости от региона) имеют ярко-выраженную светло-русость волос, бровей и прочей телесной растительности.

Comments

( 42 comments — Leave a comment )
wild_honey_ru
Dec. 4th, 2013 01:06 pm (UTC)
ну так.. ээээ.... красили же.. красиво.. ))))
az_67
Dec. 4th, 2013 01:16 pm (UTC)
вы клевещете )
wild_honey_ru
Dec. 4th, 2013 01:26 pm (UTC)
честнае блаародное! )))
messala
Dec. 4th, 2013 01:19 pm (UTC)
"Чорнобриві", мабуть? А то рима якась непевна...
az_67
Dec. 4th, 2013 01:21 pm (UTC)
done)
messala
Dec. 4th, 2013 01:23 pm (UTC)
От что значит стиховед со стажем! (гордо осанится)
messala
Dec. 4th, 2013 01:25 pm (UTC)
Я в тему из школы помню только незнамо чье:

Молчат комсомольцы, локоть к локтю стоя,
Тяжелые черные губы жуя...

Уж очень образ врезается.
az_67
Dec. 4th, 2013 02:38 pm (UTC)
донеччане больше подходит
черные губы(то ли от угля, то ли от футбола)
messala
Dec. 4th, 2013 02:41 pm (UTC)
Красят.
az_67
Dec. 4th, 2013 02:44 pm (UTC)
нет, у черных футболистов губы как раз розовые, я вспомнил.
verticaltreck
Dec. 4th, 2013 01:28 pm (UTC)
"Ты что, дальтоник ?"

az_67
Dec. 4th, 2013 02:39 pm (UTC)
)))
это произведения искусства, причем пропагандистского. а я вам про жизнь
david_2
Dec. 4th, 2013 01:32 pm (UTC)
Это подчеркивание не тотальности чернобровости, а красоты чернобровости. Как и кареокости.

"Кохайтеся, чорнобриві,
Та не з москалями,
Бо москалі — чужі люде,
Роблять лихо з вами".

Это не потому, что украинцы чернобровы, а москали - нет, этот москаль тоже чернобровый:

"Вийшла, та вже не співає,
Як перше співала,
Як москаля молодого
В вишник дожидала.
Не співає чорнобрива,
Кляне свою долю.
А тим часом вороженьки
Чинять свою волю —
Кують речі недобрії.
Що має робити?
Якби милий чорнобривий,
Умів би спинити…
Так далеко чорнобривий,
Не чує, не бачить,
Як вороги сміються їй,
Як Катруся плаче.
Може, вбитий чорнобривий
За тихим Дунаєм;
А може — вже в Московщині
Другую кохає!
Ні, чорнявий не убитий,
Він живий, здоровий…
А де ж найде такі очі,
Такі чорні брови?
На край світа, в Московщині,
По тім боці моря,
Нема нігде Катерини;
Та здалась на горе!..
Вміла мати брови дати,
Карі оченята,
Та не вміла на сім світі
Щастя-долі дати".


А что большинство этому канону красоты могут не соответствовать, это дело другое. Но должны. :) А с цветом волос украинцев вообще история отдельная:

С одной стороны
"Маруся раз, два, три, калина.
Чорнявая дівчина
В саду ягоди рвала",

А с другой она же
"Вона ростом невеличка,
Ще й літами молода.
Руса коса до пояса".
az_67
Dec. 4th, 2013 01:32 pm (UTC)
вторая менее известна
david_2
Dec. 4th, 2013 01:34 pm (UTC)
Какая вторая?
az_67
Dec. 4th, 2013 01:36 pm (UTC)
последнее четверостишье
может чернобровость - это такая фигура речи. показатель красоты
david_2
Dec. 4th, 2013 01:38 pm (UTC)
"Роспрягайте, хлопцы, коней" менее известно? Вряд ли. :)

"может чернобровость - это такая фигура речи. показатель красоты " - ты вообще мой коммент прочитал? Я же сказал: Это подчеркивание не тотальности чернобровости, а красоты чернобровости. Как и кареокости.
verticaltreck
Dec. 4th, 2013 01:54 pm (UTC)
Разница между эстетическим идеалом и практикой :
david_2
Dec. 4th, 2013 02:00 pm (UTC)
Да, я сначала написал, что у немцев было то же самое, только наоборот, но потом стер. Принцип Годвина все-таки. :)
az_67
Dec. 4th, 2013 02:41 pm (UTC)
в приведенном мной стихотворении подчаркивается тотальность чернобровости

ВСЕ вы такие же чернобровые как и я.
я это спрашиваю - откуда
david_2
Dec. 4th, 2013 03:02 pm (UTC)
Ты спросил "Откуда в украинской литературе(особенно поэзии) это культвирование, это подчеркивание тотальной чернобровости украинского народа ?". Я тебе ответил на гораздо более важном примере из украинской поэзии, что речь идет не о тотальности, а о красоте. :)

А у Сосюры вообще не сказано, что пленные - украинцы. :) Может они как раз москали. :)
mitiaf
Dec. 4th, 2013 02:09 pm (UTC)
справжня краса - в червоних черевичках!
david_2
Dec. 4th, 2013 02:11 pm (UTC)
"А усы и подделать можно!"
sergeyoho
Dec. 4th, 2013 02:10 pm (UTC)
Есть связь с "казацким идеалом красоты"?
henic
Dec. 4th, 2013 02:20 pm (UTC)
Только шашка казаку в степи жена. (С)
Интересно, они действительно с собственными шаблями сексовались?
alon_68
Dec. 4th, 2013 02:37 pm (UTC)
Сексовались не сексовались, а спали с ними в обнимку наверняка.
az_67
Dec. 4th, 2013 02:43 pm (UTC)
мазох, кстати из львова
henic
Dec. 4th, 2013 02:46 pm (UTC)
Кто это? Основатель мазохизма? Тогда понятно...
az_67
Dec. 4th, 2013 02:47 pm (UTC)
конечно
но песня про казаков донских.
kelevraa
Dec. 4th, 2013 03:19 pm (UTC)
"Чем тебя породил, тем тебя и убью" - кагбэ намекает Тарас Бульба.

henic
Dec. 4th, 2013 03:27 pm (UTC)
Шашклй?
kelevraa
Dec. 4th, 2013 03:29 pm (UTC)
Шаблей :)))
david_2
Dec. 4th, 2013 03:32 pm (UTC)
Бульба придерживался новомодных течений в сексе:

"- Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью! - сказал Тарас и, отступивши шаг назад, снял с плеча ружье.
Бледен как полотно был Андрий; видно было, как тихо шевелились уста его и как он произносил чье-то имя; но это не было имя отчизны, или матери, или братьев - это было имя прекрасной полячки. Тарас выстрелил".


Кстати там же и про брови:

"Остановился сыноубийца и глядел долго на бездыханный труп. Он был и мертвый прекрасен: мужественное лицо его, недавно исполненное силы и непобедимого для жен очарованья, все еще выражало чудную красоту; черные брови, как траурный бархат, оттеняли его побледневшие черты.
- Чем бы не козак был? - сказал Тарас, - и станом высокий, и чернобровый, и лицо как у дворянина, и рука была крепка в бою! Пропал, пропал бесславно, как подлая собака!"

Это признак, что красавец. А не этническая черта. :) Что у Андрия, что у казачек, что у полячек:

"тот луг, по которому они могли припомнить всю историю своей жизни, от лет, когда катались по росистой траве его, до лет, когда поджидали в нем чернобровую козачку, боязливо перелетавшую через него с помощию своих свежих, быстрых ног"

"И от всего этого откажусь, кину, брошу, сожгу, затоплю, если только ты вымолвишь одно слово или хотя только шевельнешь своею тонкою черною бровью! "

"Не уважали козаки чернобровых панянок, белогрудых, светлоликих девиц; у самых алтарей не могли спастись они: зажигал их Тарас вместе с алтарями".

Это как "красна девица". Не все ж они реально были красивые, а в литературе - поголовно. :)
kelevraa
Dec. 4th, 2013 03:40 pm (UTC)
"Да! Это от души… Замечательно. Достойно восхищения.
Ложки у меня пациенты много раз глотали, не скрою, но вот чтоб так, за обедом…
За это вам наша искренняя сердечная благодарность."

Рукоплещу Вам, Давид.
Хорошее сравнение с красной девицей.
az_67
Dec. 4th, 2013 03:52 pm (UTC)
я ж говорю - фигура речи
у нас такие чернобривые девочки - одна чернобривее другой
kelevraa
Dec. 4th, 2013 04:06 pm (UTC)
Да, фигура речи.
А вот что странно - черножопые это тоже фигура речи, а черновицкие - нет :)))
az_67
Dec. 4th, 2013 04:20 pm (UTC)
а вицки - это где ?)
kelevraa
Dec. 4th, 2013 04:28 pm (UTC)
:))))

Это куда :))))
az_67
Dec. 4th, 2013 02:42 pm (UTC)
может когда-то так было, и повывелось ?
kelevraa
Dec. 4th, 2013 03:09 pm (UTC)
"- (Презрительно) Да какой ты украинецрусский? Чернобровыйжопый..."
- (Гордо) УкраинецРусский это состояние души, а не цвет бровейжопы"

Внук Гагарина
ncux_i_am
Dec. 4th, 2013 05:39 pm (UTC)
Одного четверостишья не хватает.
az_67
Dec. 4th, 2013 06:20 pm (UTC)
это существенно ?
( 42 comments — Leave a comment )