Βάτραχος-ταξιδιώτης (az_67) wrote,
Βάτραχος-ταξιδιώτης
az_67

Categories:

Нормально, Константин




Порой мне кажется, что если бы Советская власть на протяжении всего периода своего правления следовала ленинской национальной политике столь же рьяно, сколь следовала политике воинствующего атеизма, евреи перестали бы существовать в СССР как нация. Но именно благодаря Советской власти, особенно послевоенной, евреи Советского Союза не лишились свей идентичности окончательно. За долгие годы большевизма они практически потеряли свой язык(от идиша остался лишь жаргон), позабыли религиозные традиции и связанные с ними предрассудки. Русская речь, русская культура, русские имена прочно вошли в их жизнь, но пятая графа в паспорте всегда зияла клеймом. И клеймо это четко ограничивало круг возможностей, строго указывало на место в обществе. Отмечало потенциально неблагонадежных, не в меру инициативных чужаков, отделяя их от титульных наций. Дабы не подрывали и не будоражили, как случалось на потяжении веков. Ради стабильности и незыблемости государственного строя. Даже развал «дела врачей» не смог переломить набиравшую силу тенденцию по вытеснению еврейского элемента из общественной жизни. Спустя пять десятилетий после крушения царского режима, в славянские республики СССР возвращается процентная норма при поступлении в высшие учебные заведения. Но уже не в честной открытой форме конфессиональной сегрегации, а негласно, в виде отсеивания по крови, что и шансов-то на прозелитство не оставляло.

Государственная политика «избиения по паспорту» органично дополнялась традиционной практикой «избиения по морде», расцветшей в среде коренных народов по мере люмпенизации общества. Образованные внуки сапожников и скорняков, казалось бы навсегда порвавших с нравами местечка, влившихся вольно или невольно в ряды строителей светлого безрасового будущего, вновь ощутили себя единым целым, загнанным меньшинством, и вновь поделили этот мир на своих и чужих. Количество межнациональных браков шло на убыль. Евреи все больше замыкались в своей среде, определяя внешний советский мир и ассоциировавшийся с ним мир титульных наций, как враждебный. Их страна становилась «этой» страной. Идеи эмиграции и диссидентские настроения все сильнее овладевали умами нового «штетла». Сталинский СССР не успел применить к евреям коллективное наказание, но сумел превратить желаемое в действительное и раздуть едва тлевший в еврейской среде космополитизм...

Большинство советских евреев-шестидесятников-семидесятников, как правило представителей технократической касты, врядли когда-нибудь сумеют избавиться от этой травмы. Их не покидает чувство национальной ущемленности и обиды по отношению к России. Они «ушиблены своим еврейством», как любят повторять иудофобы русской блогосферы... Нет, бросившись в обьятия Запада или «исторической родины», советские евреи не отвергли русскую культуру – ни классиков, ни современников. Они по-прежнему - заядлые театралы, кинозрители, читатели. У них нет иной культурной среды кроме русской. Но оставшись маленькой ощерившейся нацией, они всегда будут рыскать по экрану телевизора в поисках своих, зорко высматривать в каждой всесоюзной(российской) знаменитости родную кровь: «Ты не знаешь, он – аид ?... Говорят, наполовину...».

Поколение наших родителей вынуждено было смириться с вновь обретающими популярность межнациональными браками. Но последним бастионом в сопротивлении ассимиляции остается, как ни странно, вера. Старый добрый ортодоксальный иудаизм, забытый еще их отцами в черте оседлости. Переход еврея в другую веру рассматривается многими из поколения родителей, как бесспорное и отвратительное предательство. С особой горечью воспринимается конверсия тех, кем они прежде гордились, кто представлял еврейство на всесоюзном уровне. Они возмущены воцерковлением Константина Райкина и его телевизионными признаниями: «Бесcовестный приспособленец !.. Оставался бы неверующим, но предавать своих предков... Он наивно полагает, что станет для них своим... Аркадий в гробу переворачивается !..» . При всей любви к искусству, включая собственные экзерцисы в гуманитарных областях, представителю технической интеллигенции понять творческого собрата не так-то просто. Ведь человеку творческому до мозга костей, сотканному из эмоций и образов необходима постоянная энергетическая подпитка. И выбор здесь стоит между опиумом во всех его вещественных проявлениях и «опиумом для народа». Врядли актеру уровня Констанина Райкина не достает всенародного признания и внимания властей. Сомнительно, что православие Людмилы Улицкой поможет ей в получении второго Букера. И над шутками юмориста Лиона Измайлова в России не стали смеяться громче после его крещения в 80-х. О выгоде прихода к православию эмигрировавших в США Наума Коржавина или Иосифа Бродского и говорить не приходится.

Нет, я не отметаю начисто веяния времени и влияние среды. Но для русскоговорящего человека, посвятившего себя русскому искусству, разменявшего третью русскую жену, выбор из небогатого ассортимента «опиумов для народа» очевиден. Тем паче, что православие предоставляет для еврейской интеллигенции удобную нишу в своем экуменическом, либеральном меневско-чистяковском варианте. Это не только духовный выбор, это – самоидентификация. Вера отцов – ортодоксальный иудаизм, нетерпимый, архаичный, замкнутый на своем этносе не может даже рассматриваться как альтернативный источник духовности для еврея по рождению, ставшего человеком русской культуры, русского мира. Все ветви ортодоксального иудаизма одинаково ортодоксальны и подчинены единой цели, как рода войск в армии. Приживись в России иудаизм реформистский, брачующий иудеев с христианами, не разделяющий молящихся в синагогах по гендерному признаку, возможно, был бы другой разговор и другой выбор. Но это из области гипотетики и фантазий...




Эйн Карем. Церковь Иоанна Крестителя





Горненский монастырь























Иерусалим. Монастырь Креста. ealla и grajo_che





Иерусалим. Аббатство Дормицион





Иерусалим. Спасо-Вознесенский монастырь





DSCF0555




Иерихонская область. Монастырь св. Герасима



















Tags: Заметки, Израиль, Левант, Путешествия
Subscribe

  • (no subject)

    В магазине на лотке с мелкой мороженой рыбой было написано еврейскими буквами "קוריושקה"(корюшка). Я обрадовался, купил. Дома обнаружил, что…

  • (no subject)

    Верный признак конца пандемии. Они возвращаются... Как же я по вам скучал, родные мои!

  • В рабочий полдень

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 110 comments

  • (no subject)

    В магазине на лотке с мелкой мороженой рыбой было написано еврейскими буквами "קוריושקה"(корюшка). Я обрадовался, купил. Дома обнаружил, что…

  • (no subject)

    Верный признак конца пандемии. Они возвращаются... Как же я по вам скучал, родные мои!

  • В рабочий полдень